Как бренды обманывают покупателей
В последние годы всё больше брендов начинают использовать приставку «ЭКО» в своих названиях, чтобы привлечь внимание покупателей. Однако не все из них действительно заботятся об экологии и производят безопасные для планеты товары.
article
В этой статье мы расскажем о том, какие виды гринвошинга существуют и как их распознать.
Скрытый компромисс
В этом случае бренд выделяет одно или несколько экопреимуществ и заявляет об этом. При этом по другим критериям продукт может быть неэкологичен, но об этом умалчивается.
Ложные ярлыки
Производитель использует знаки, внешне похожие на настоящие экомаркировки.
Отсутствие доказательств
В этом случае заявленная экологичность не подкреплена доказательствами.
Неопределённость
Производители используют абстрактные термины, например, «фермерский продукт», «зелёный» или «экологически дружественный».
Тогда как одни компании действительно становятся экологичными, получают этому подтверждение в виде экосертификата и предоставляют своим покупателям прозрачную, честную информацию, другие просто используют «эко» как маркетинговый приём.
Зелёная экономика
Введённый в заблуждение покупатель безосновательно переплачивает за неэкологичный товар и поддерживает спекулянта, а не экологически ответственного производителя.
В итоге место экологически ответственного бизнеса занимают предприятия, которые продолжают загрязнять воздух, водоёмы, используют опасные для здоровья компоненты в составе своей продукции и не предпринимают усилий, чтобы сократить своё ресурсопотребление и решить проблему отходов производства. Таким образом, распространение гринвошинга существенно тормозит развитие устойчивого производства и потребления.
Распознать гринвошинг обычному покупателю не так просто. Для этого нужно провести серьёзное исследование и разобраться в декларациях производителя. Как правило, недобросовестный «зелёный» маркетинг заметен тогда, когда компания тратит больше денег на ЭКОрекламу, чем на реальное изменение технологий производства.
Чтобы «зелёный» сертификат действительно гарантировал экологичность продукта, должны соблюдаться два условия:
  1. Стандарты, на соответствие которым проверяется продукт, должны быть в открытом доступе, научно обоснованы, измеримы и понятны каждому человеку. 
  2. Проверка качества продукта должна осуществляться независимым органом по сертификации в соответствии с чёткими процедурами.
Экологическое заявление может быть правдивым, если оно сформулировано чётко, является обоснованным и проверяемым. Например, «перерабатываемая упаковка» или «в составе нет фосфатов». Надписям о натуральном составе и экологичности продукции можно доверять, только убедившись в наличии надёжной экомаркировки. Все они собраны в бесплатном мобильном приложении Ecolabel Guide, которое можно скачать в App Store или Google Play. С его помощью легко проверить значение маркировки на товаре прямо в магазине, просто наведя камеру смартфона на незнакомый значок.
Какие маркировки вы чаще всего встречаете на полках в магазинах?
© 2025 ПАО «МТС».
Все права защищены. 18+
Пользовательское соглашение и политика конфиденциальности.
Если у вас есть идеи для развития проекта или возникли вопросы — напишите нам на ecoprosvet@mts.ru