Как научиться читать экомаркировку на упаковке продуктов и вещей
Учимся определять по-настоящему экологически безопасный продукт и не вестись на гринвошинг.
article
Экомаркировка помогает потребителям выбирать товары, которые не только безопасны для них, но и не наносят вред окружающей среде. Однако, чтобы научиться правильно читать экомаркировку и делать осознанный выбор, нужно понимать, что она означает.
В России позиционирование товара как экологичного пока не закреплено законодательно, поэтому производители и потребители могут вкладывать в это понятие разный смысл. В мировой практике существуют надёжные ориентиры — экомаркировки, которые помогают определить действительно экологичный продукт.
Экомаркировки можно разделить на несколько типов в зависимости от того, какие характеристики товара они оценивают:
Маркировки максимальной экологичности
Эти маркировки оценивают экологические характеристики товара по всему его жизненному циклу: от сырья до утилизации. В России существует только одна такая маркировка — «Листок жизни», которая является членом Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN). Всего в GEN входит 27 символов из разных стран, включая «Голубой ангел» (Германия), «Северный лебедь» (Скандинавские страны), «Европейский цветок» (страны ЕС) и другие.
Чтобы получить такой знак, продукт должен соответствовать строгому экологическому стандарту, который оценивает не только качество продукции, но и процесс её производства. Производитель должен минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, исключать вредные компоненты в составе продукции, а также перерабатывать отходы.
Новостное изображение
Эти маркировки подтверждают ответственное отношение производителя к экосистеме.
Органик-маркировки
Продукция со знаками «ОРГАНИК» и EU Organic не содержит синтетических добавок. Для выращивания растений применяются только натуральные средства, а для животных — органические корма. Однако органическая сертификация не учитывает экологичность упаковки или производственных процессов переработки продуктов питания. 
Новостное изображение
Отраслевые маркировки 
Эти маркировки оценивают экологические характеристики товара по отдельным этапам его жизненного цикла, которые наиболее значимы для конкретного вида продукции. Например, маркировка FSC указывает на то, что древесные ресурсы для продукции происходят из ответственно управляемых лесов, а не из незаконных источников. 
Необоснованные экозаявления 
На упаковках товаров можно встретить и ложные экозаявления — гринвошинг (в переводе «зелёное отмывание»). Недобросовестные компании в погоне за прибылью используют приставку «эко» на этикетке своего товара без достаточных на то оснований. Однако потребители обращают внимание на экологические свойства продуктов и готовы платить больше за такие товары. Поэтому компании заинтересованы в использовании приставки «эко» на своём товаре.
© 2025 ПАО «МТС».
Все права защищены. 18+
Пользовательское соглашение и политика конфиденциальности.
Если у вас есть идеи для развития проекта или возникли вопросы — напишите нам на ecoprosvet@mts.ru